ЗДЕСЬ ПТИЦЫ НЕ ПОЮТ, ДЕРЕВЬЯ НЕ РАСТУТ... РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ ГЛАВНОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА РАН ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО ПРЕДОТВРАТИТЬ

Забор скрипел и — по законам жанра — сразу не поддавался. Впрочем, в конце-концов, венчая нечеловеческое напряжение сил мэра и волонтеров, он рухнул, как и было ему предписано. Подлое дело было сделано средь бела дня, под вспышки камер придворных журналистов. Присутствующие были счастливы. Сергей Семенович поспешил назвать произвол историческим событием.
В ту же ночь питомник Главного ботанического сада им.Н.В.Цицина РАН был разорен, что выглядело сколь логично, столь и символично.
В мэрии пообещали восстановить забор питомника. Восстановить сам питомник никто не обещал. И то правда, кому он нужен?! В грандиозные планы освоения новых земель питомник явно не вписывался.
Снос забора при всем заявленном его историческом значении оставался лишь декларацией о намерениях. Потенциальную собственность требовалось срочно пометить, что и было сделано путем прокладки дорожек все из той же плитки (свечной заводик должен работать!) с территории ВДНХ на территорию Ботанического сада непосредственно по корням лиственниц. Рубя корни деревьев, рабочие только отводили глаза в ответ на возмущение посетителей сада: «Что нам сказали, то мы и делаем...»


У тех, кто сказал, планов было громадье. Взять хотя бы откровения Виктора Логинова, президента Союза московских архитекторов:

Это отличное решение. И замечательный столичный Ботанический сад наконец-то вернут горожанам. Я надеюсь, что там будут соблюдены те же стандарты благоустройства, что на ВВЦ, — то есть там будут скамейки, туалеты, кафе (рестораны).
Источник: Вечерняя Москва, 24 апреля — 1 мая 2014

Здесь все с одной стороны цинизм, ложь и передергивание, а с другой все по Фрейду: у кого что болит — так это называется в народе.
Мониторинг в интернете относительно автора приведенных строк результатов не дал. В Москву ли он прибыл недавно или же по молодости лет не знает того, о чем берется судить, — бог весть. Скорее всего, обслуживая беззаконие, он лжет сознательно.
Чудесный Ботанический сад никогда не был московским. Вернуть горожанам можно только то, что им когда-либо принадлежало.
Представления господина архитектора о высоких стандартах благоустройства вызывают некоторую оторопь. Видимо, 6 туалетов на ВДНХ — предмет особой гордости Виктора Логинова. Я не о том, что туалеты в Ботаническом саду не нужны. Я о высоком уровне урбанистического мышления.
К сведению господина Логинова: парижский ботанический сад (Jardin des Plantes) обнесен забором, который мэр Парижа отчего-то не сносит, и никакой президент никакого союза — союза парижских архитекторов тем более(такого союза, по счастью для жителей Парижа, не существует)- не требует вернуть сад парижанам. В Jardin des Plantes, разумеется, есть туалет, но нет и не может быть ни кафе, ни ресторанов. Ботанический сад — это о другом, господин Логинов.
Кроме того, Виктор Логинов почему-то (интересно, почему?) напрочь забывает о том, что Ботанический сад — особо охраняемая природная территория федерального значения, любое строительство на которой запрещено Законодательством Российской Федерации. Впрочем, если этот факт нимало не смущает мэра, архитекторы и вовсе не станут обращать внимание на такие мелочи. Снесли же забор, стоявший на балансе Ботанического сада, и ничего. Упреждая упреки в сомнительной обоснованности деяния, Сергей Семенович поспешил заявить, что испросил разрешения на него у Президента РАН. С тем же успехом можно было бы снести забор загородного участка господина Собянина с целью обеспечения беспрепятственного и круглосуточного прохода через него и отдыха на нем жителей поселка под предлогом одобрения, скажем, Председателя Государственной Думы. С правовой точки зрения разницы никакой.

Префект СВАО Виноградов, представьте себе, придерживался той точки зрения, что в Ботаническом саду ничего менять нельзя. Правда, было это давно.

Радио Маяк, 12.02.2012 Тема: Как сегодня обустраивается СВАО.

ВЕДУЩИЙ: Будет ли проводиться реконструкция ВВЦ и Ботанического сада?

ВИНОГРАДОВ: Ну, я сразу должен сказать, что эти объекты — это объекты федерального значения… По Ботаническому саду каких-то серьезных изменений не должно произойти. Это как раз тот случай, когда нужно сохранить то, что есть. Но единственная проблема, которая есть по Ботаническому саду, — это замена фундамента ограждения. Оно пришло в негодность. И я с такой просьбой обратился к руководству Академии наук Российской Федерации.

Замечательный образец государственного мышления продемонстрировал Валерий Юрьевич. Что же изменилось с 2012 года? Откуда такая (чуть было не сказала эволюция) деградация взглядов?
Когда после сноса забора Виноградов со свитой поднялся на горку, проходившая мимо и узнавшая его женщина обратилась к префекту с вопросом относительно судьбы Ботанического сада.
Далее с ее слов: Префект СВАО ответил, что эта территория станет городским парком, а Ботанический сад отгородит для себя какие-то участки.
Спасибо, Валерий Юрьевич, утешили. Вашими молитвами бедный родственник в будущем городском парке не будет забыт. Пару грядочек для селекционной работы ему выделят.

Гадко это, Валерий Юрьевич, гадко и стыдно. Стыдно объяснять Вам, учителю русского языка и литературы, что такое Ботанический сад, чем он занимается, каково его значение. Стыдно, потому что еще 2 года назад Вы прекрасно понимали, что:

Коллекционные фонды Главного ботанического сада являются национальным и мировым достоянием. Живые коллекции насчитывают 18133 таксонов (10753 вида, подвидов, разновидностей, форм и 7380 сортов), в том числе коллекция растений природной флоры — 1746 видов (около 170 редких и находящихся под угрозой исчезновения), дендрологическая коллекция — 1224 вида, 371 форму и сорт (1595 таксонов), коллекция тропических и субтропических растений — 5966 видов и 838 культиваров (6740 таксонов), колекция цветочно-декортивных растений — 5510 таксонов (1076 видов и 4344 сорта), коллекция культурных растений и их диких сородичей — 2478 таксонов (749 видов и 1729 сортов).

Да, Ботанический сад финансируется по остаточному принципу. Это беда, и это позор. Пытаться воспользоваться этим — подлость.
Собянин делает вид, что дает деньги на развитие? — Бойтесь данайцев, даже дары приносящих. Деньги выделяются на уничтожение сада. Как иначе можно расценить планы по асфальтированию дорог там, где асфальтирование — уголовно наказуемое преступление, равно как и любая другая хозяйственная деятельность, осуществляемая на особо охраняемых природных территориях?!
Посмотрим, что предлагается закатать в асфальт.


Чем еще, как не стремлением уничтожить фауну сада, можно объяснить планы по его освещению?


Господа во власти, Ботанический сад — это уникальная экосистема. Ваши варварские представления о том, как нужно ее содержать, разрушат то, что создавалось не вами.

«Собранные трудом нескольких поколений ботаников и садоводов коллекции Главного ботанического сада — это уникальный музей растений, куда могут прийти школьники и студенты, учителя и преподаватели вузов, аспиранты и научные сотрудники. Экспонаты этого музея растений ничуть не менее ценны, чем экспонаты Эрмитажа или Третьяковки, они такое же национальное достояние нашей страны, как и шедевры живописи, скульптуры или архитектуры, и требуют такой же (если не большей) заботы и внимания, чтобы сохранить их для грядущих поколений». (А.С. Демидов, доктор биологических наук, директор Главного ботанического сада им.Н.В.Цицина РАН. В.Г. Шатко, кандидат биологических наук ).
vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/12_05/BOTSAD-2.HTM

Похоже, что только Президент РФ может найти способ избежать скандала в мировом научном сообществе, которым неминуемо обернутся безумные планы господина Собянина, и помочь Главному ботаническому саду РАН вернуть репутацию крупнейшего в Европе музея растений.
    +4

    Комментарии (2)

    RSS свернуть / развернуть
    Неужели хватит ума уничтожить многовековой труд потомков наших…
    +1
    Спасибо за беспокойство, konstantin.
    Вопрос риторический, и я на него ответила бы скорее положительно, но, к счастью, повод для оптимизма есть.
    Несмотря на реальную угрозу, РАН не отдала городу, что называется, ни пяди земли. Пока не отдала. Будем надеяться, что не отдаст, но само намерение впрячь в телегу коня и трепетную лань (здесь: объединить ВДНХ и Главный ботанический сад РАН) нанесло саду видимый урон.
    Ботанический сад создавался по ландшафтному принципу. В нем естественным образом коллекция растений одной климатической зоны сменялась другой, создавая единый уникальный ландшафт. Его больше нет. Пытаясь защитить коллекции от вандализма, ботанический сад убедил префектуру СВАО в необходимости восстановления забора. Сейчас коллекции растений Дальнего Востока, Сибири и Средней Азии, примыкающие к ВДНХ, обнесены новым забором, который режет сад по живому и портит знакомый нам вид, но иного способа ответить на внешние угрозы у сада не было.Объективности ради нужно признать, что Москва сменила асфальтовое покрытие на большом количестве дорожек. Это, безусловно, нужно, хотя необходимость выделения полос для велосипедистов в таком месте вызывает большое сомнение. Но при государственном подходе городские благодетели сада должны были бы выяснить, что для сада является приоритетным.
    Не секрет, что в ботаническом саду нет не только системы автоматического полива, но и полива как такового — водопроводная сеть не функционирует. Что-то более чудовищное, чем уход за растениями без полива, вообразить себе трудно. Это совершенный позор, и самым естественным при заявленном внимании московских властей к ботаническому саду делом стала бы подача воды с территории ВДНХ. В инженерном смысле ничего высокотехнологичного в этой простейшей задаче нет. Было бы желание.
    С другой стороны очень многое в руках дирекции самого сада. Недостаточно восстановить забор и информировать о том, что за забором сохраняются редкие растения. Растения необходимо снабдить табличками с названиями и кратким научным описанием. Одно это стало бы действенным средством против вандалов. У большинства просто не поднимется рука, чтобы покалечить растение, занесенное в Красную книгу, что, кроме всего прочего, является административным правонарушением.
    Дирекция сада могла бы восстановить и экскурсионную деятельность, а городские власти совместно с департаментом образования могли бы сделать такие экскурсии обязательными хотя бы для учеников начальных классов московских школ. Возможно, тогда удалось бы переломить отношение к ботаническому саду как к ничем не примечательному городскому парку, а заодно и внести вклад в экологическое воспитание школьников. Если, конечно, это кому-нибудь нужно…
    +1
    Для добавления комментария вам необходимо войти, авторизоваться через соц сети
    или добавить гостевой комментарий