С.Собянин доложил В.Путину о развитии инфраструктуры Московского транспортного узла

Врио Мэра Москвы выступил на совещании о реализации проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области, которое провёл Президент России В.Путин. На совещании в том числе обсуждался проект Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Строительство ЦКАД ведётся в пять этапов. Общая протяжённость магистрали должна составить 529,6 км.


По словам С.Собянина, это важнейший инфраструктурный проект, который позволит разгрузить Московскую кольцевую автодорогу (МКАД). Часть ЦКАД проходит через территории Троицкого и Новомосковского округов, кроме того, планируется, что она соединит крупнейшие аэропорты — Домодедово и Внуково.
Ещё одним приоритетным направлением в развитии Московского транспортного узла является строительство радиальных дорог, в том числе платной автомагистрали от МКАД до Минского шоссе (дорога в объезд Одинцово) и участка платной трассы Москва — Санкт-Петербург от МКАД до аэропорта Шереметьево. Врио Мэра Москвы особо отметил, что работы по реконструкции вылетных магистралей важно синхронизировать с работами на ЦКАД, так как это даст максимальный эффект. «Это важно рассматривать совместно с ЦКАД, потому что, если построить ЦКАД, а радиальные направления, которые до неё доходят, не будут реконструированы, то ЦКАД повиснет в воздухе», — отметил С.Собянин.
Важным направлением развития Московского транспортного узла является реконструкция путей пригородного железнодорожного сообщения. «Пригородное сообщение является важнейшим инфраструктурным, социальным и экономическим проектом», — отметил С.Собянин. По его словам, провозная способность Казанского направления железной дороги составляет 150 млн пассажиров в год, Горьковского — 122 млн, Курского — 114 млн. «Эти цифры сами говорят за себя, насколько это важный проект», — подчеркнул врио Мэра Москвы. Из московского бюджета на реализацию этой программы выделено около 50 млрд рублей, из федерального бюджета — около 150 млрд рублей, кроме того, более 40 млрд выделяет ОАО «РЖД». Президент России отметил, что после реализации проекта пассажиропоток должен увеличиться с 600 млн до 900 млн пассажиров в год.
В качестве примера реализации проекта реконструкции путей пригородного сообщения С.Собянин привёл участок Москва — Химки. По его словам, планируется, что уже в ноябре интервал движения поездов на этом отрезке составит 5 минут, а продолжительность поездки — 22–25 минут. Как отметил врио Мэра Москвы, нужно включить в проект железнодорожное направление до аэропорта Внуково, так как сейчас между городом и аэропортом поезда курсируют с интервалом в час, что при увеличении объёма перевозок во Внуково может спровоцировать транспортный коллапс. С.Собянин заметил также, что важно отрегулировать тарифы на железнодорожном сообщении. «Необходимо смотреть, чтобы эти тарифы росли не скачкообразно, а в пределах, примерно хотя бы, инфляции», — подчеркнул врио Мэра Москвы.
В заключение доклада С.Собянин выступил с предложением о создании комиссии по развитию Московского транспортного узла при Президенте России. В.Путин, поддержав это предложение, сообщил, что собрания комиссии будут проходить один раз в полгода.

Стенограмма

В.Путин: Давайте начнём работать. Слово Сергею Семёновичу Собянину.

С.Собянин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! То, что мы сегодня обсуждаем, — это важнейший проект развития всего огромного региона. Владимир Владимирович абсолютно правильно сказал, практически четверть населения страны так или иначе завязана, сориентирована на Московский транспортный узел. И пригородное железнодорожное сообщение, и строительство ЦКАД, вылетных магистралей и авиационных узлов, которое мы недавно рассматривали у Вас, — это элементы единого, огромного, цельного проекта, который касается не только города Москвы и не только Московской области, а, по сути дела, всей Центральной России, потому что трудно себе представить, если не будет нормальной коммуникации и сообщения между Нижним Новгородом, Ярославлем, Владимирской областью с Московским регионом. Они сегодня работают как единый экономический механизм. Это и рынок производства, и рынок потребления товаров, это огромные экономические и пассажирские связи между этими регионами.

Абсолютно правильно было сделано, что мы выделили ЦКАД важнейшим инфраструктурным проектом. Казалось бы, он от Москвы находится достаточно далеко и какое отношение имеет к городу? Самое прямое отношение. Потому что сегодня МКАД перегружена и другого варианта как её разгрузить, кроме как построить ЦКАД и пустить часть транзитных грузов, придумать невозможно. Более того, я считаю, что и часть внутрирегиональных перевозок перейдёт на ЦКАД — это примерно, наверное, как минимум четверть или треть всех перевозок, потому что сегодня ближайшие города под Москвой заезжают на МКАД и потом выезжают на другую радиальную магистраль, а так они могут пойти и по МКАД — это очень важно. Часть МКАД проходит непосредственно через территорию Новой Москвы, и мы видим, как она оказывает колоссальный инвестиционный потенциал.

После того как Вы сказали о том, что ЦКАД будет строиться, у нас уже целый ряд инвесторов начали интересоваться, как строить там логистические центры, создавать новые производственные места и так далее. Конечно, надо следить за территорией, чтобы её там по серой схеме не приватизировали, но совершенно очевидно, что это даст колоссальный инвестиционный потенциал. Более того, этот участок соединяет Домодедово и Внуково, то есть мы даём ещё связку между крупнейшими аэропортами страны. В этой связи я бы хотел остановиться на строительстве радиальных направлений, радиальных дорог. Кстати, та дорога, на которой мы сегодня находимся, обход Одинцово… Буквально мы с министром были на строительстве дороги МКАД — Шереметьево — это, по сути, часть дороги Москва — Санкт-Петербург, по сути дела, два новых направления, которые заходят в Москву. Наверное, впервые за 20–25 лет мы строим две самые современные дороги, которые войдут в Москву. Мы с министерством по Вашему поручению согласовали сроки реконструкции практически всех вылетных магистралей. Это важно рассматривать совместно с ЦКАД, потому что, если построим ЦКАД, а радиальные направления, дороги, которые до неё доходят, не будут реконструированы, то ЦКАД повиснет в воздухе сама по себе. Чтобы ЦКАД дала максимальную эффективность, помимо строительства самой ЦКАД, нужно к этим же срокам подтягивать реконструкцию вылетных магистралей, тогда это будет полный эффект, 100-процентный. Мне кажется, это очень важно. Ещё раз повторю, что мы по большинству этих направлений уже знаем и совместно работаем. Москва свою часть, свои домашние уроки выполняет, министерство — свои, но тем не менее часть радиальных направлений, например, такие как «Волга», «Урал», пока мы видим за 2015 годом. Пока нет чёткого понимания о финансировании, и мне хотелось бы, чтобы тоже было дано поручение Правительству, чтобы мы синхронно рассматривали реконструкцию этих участков, они очень важны.

Второй вопрос, который Вы обозначили, — это пригородное сообщение. Конечно, сколько бы мы дорог ни строили, если представить себе, что все граждане, которые живут в этом регионе, будут перемещаться на машинах, — потенциал этого трафика составляет 10 млн. То есть у населения и у промышленных предприятий сегодня в регионе зарегистрировано более 10 млн машин. Если представить, что они одномоментно выедут на дороги, ни МКАД, ни ЦКАД, ни вылетные магистрали — ничего с этим не справится. Единственный вариант, такой же, какой существует во всех странах мира, — развивать общественный транспорт. Вы абсолютно правильно сказали, что пригородное сообщение является важнейшим инфраструктурным, социальным и экономическим проектом. Ваше поручение по его развитию, я считаю, в значительной части реализуется. Москва выделила на этот проект около 50 млрд рублей, РЖД — более 40 млрд, Правительство — около 150 млрд. Проект структурирован, расписан по годам, началось проектирование и строительство. И вот с Андреем Юрьевичем (А.Ю.Воробьёв — врио губернатора Московской области) мы буквально недавно уже смотрели ход реконструкции путей до Химок. В ноябре он будет полностью закончен, и от Химок до Москвы поезда будут ходить с интервалом в пять минут, и время пути будет 22–25 минут, то есть это, по сути дела, наземное метро. Поэтому это уже не фантазия, это реально реализуется по ряду других направлений.

Ещё я бы хотел всё-таки также подчеркнуть абсолютно правильное поручение считать это приоритетом и не забывать финансировать этот проект. Там, кстати, часть направлений не вошла в этот проект, они появились буквально недавно после Вашего совещания по авиационному узлу, когда мы увидели, что, например, перевозки в аэропорту Внуково увеличатся почти в два с лишним раза на ближайшую перспективу. А сегодня там ходит поезд, аэроэкспресс, один поезд в час, то есть там будет транспортный коллапс, если мы это направление не включим в работу.

То, что Вы сказали по поводу субсидий на пригородные перевозки, я считаю крайне важным вопросом. Почему? Потому что если эти субсидии будут розданы разным регионам… Например, у нас пригородное сообщение касается десятка субъектов. Вот нам нужно всем собраться, договориться, выстроить какую-то логистику, определить доли и так далее — это очень сложно, практически невозможно. Поэтому я считаю, что эта вещь должна быть централизованной. Деньги на всю страну не такие большие, а эффект колоссальный. Потому что вкладывая, субсидируя Московский транспортный узел, Центральную пригородную компанию… Она сама в свою очередь заказывает подвижной состав на сумму 86 млрд рублей — самые современные составы, которые, кстати, строятся в тех же Мытищах, то есть это синергия очень серьёзная в области. Без понимания, какие субсидии, как они по годам будут распределяться, без такого стабильного финансирования ни один банк кредит не даст под эти проекты, бизнес не будет вкладывать деньги, и мы, сэкономив несколько миллиардов, потеряем десятки. Поэтому, мне кажется, то, что Вы сказали абсолютно важно.

И в этой связи есть ещё один вопрос — составляющая пригородных перевозок. Помимо субсидирования есть составляющая тарифа железной дороги на услуги, которые она предоставляет в свою очередь, — это ремонт подвижного состава, поставки подвижного состава на линии и так далее. Там необходимо тоже смотреть, чтобы эти тарифы не росли скачкообразно, чтобы в пределах примерно хотя бы инфляции. Иначе мы будем субсидировать, с одной стороны, на железной дороге будут расти тарифы, это схлопнется и получим по нулям, что называется. Поэтому мне кажется это тоже важным, и мы с Владимиром Ивановичем (В.И.Якунин — президент ОАО «РЖД») ведём дискуссию по этому вопросу, я думаю, что там понимание также будет.

Что касается самих проектов реконструкции, я просто для примера хочу сказать по тем направлениям, которые сегодня уже в реконструкции. Например, Казанское направление — 150 млн провозная способность, Горьковское направление — 122 млн, Ярославское — 137, Курское — 114. Конечно, эти цифры сами говорят за себя, насколько это важный проект.

Владимир Владимирович, Вы уже провели совещания по целому ряду таких проектов — авиационный узел, железнодорожный узел, в том числе и высокоскоростная магистраль, которая входит в Москву… Сегодня мы рассматриваем ЦКАД, вылетные магистрали. Мне кажется, что без такой координации этих проектов на самом высоком уровне реализовать их будет крайне сложно.

Владимир Владимирович, я бы попросил, чтобы Вы или создали рабочую группу при себе, или комиссию, которая хотя бы раз в полгода или раз в год возвращалась к этим вопросам. Я думаю, что и дисциплины, и порядка в этом вопросе было бы больше, мы бы скоординировали усилия федеральных властей, региональных и государственных структур. Мне кажется, это было бы важно, тем более это самый крупный проект в стране и по деньгам, и по социальному, и по экономическому эффекту. Спасибо!

В.Путин: Спасибо. Я согласен, мы так и сделаем, комиссию или как-то по-другому это будет называться — неважно, но раз в полгода мы к этой теме будем возвращаться…
+3

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Документ